Воскресенье, 24.11.2024, 16:10

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 128 Краснооктябрьского района Волгограда

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации логопеда

 Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом.

Среди факторов способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

 

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4-х недель до 4-х месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резусу – фактору и т. д .

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания , в первые годы жизни ребенка (повреждение головного мозга, инфекционно-вирусные заболевания, менингиты, энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства).

4. Наследственные факторы.

5. Травмы черепа сопровождающиеся сотрясением мозга. (Выпадение функций, наблюдаемые при поражении различных отделов коры головного мозга.)

 

К 4–5-и годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некоторые в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки.

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называется дислалией.

Это один из самых распространенных дефектов речи. По мнению некоторых ученых, дислалия наблюдается примерно у 25% дошкольников. Чаще всего при дислалии нарушается произношение свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), язычных (р, л ).Причем, мягкие пары согласных (р, л), как правило, произносятся правильно.

Другие нарушения звукопроизношения проявляются :

а) в отсутствии тех или иных звуков (апка-шапка, паовоз-паровоз, хо-хор);

б) искажение (потерь-теперь, силопед– велосипед, деверо-дерево)

в) заменах :

– (к) и (г) на (т) и (д) (тухня – кухня, дамак – гамак)

– (с )на (т) (тачок – сачок )

– (с ) на (ф) (фумка – сумка)

– звонкие звуки на глухие (пулка – булка, субы – зубы, трова – дрова, фолосы – волосы, круша – груша, шара – жара);

д) мягких звуков твердыми и наоборот (ряз – раз, пула – пила ).

Ринолалия – это изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. Различают закрытую и открытую ринолалию.

Закрытая ринолалия возникает при заболеваниях носа и носоглотки, сопровождающихся нарушением носового дыхания, например, при полипах, искривлении перегородки носа, увеличении носовых раковин, аденоидах. При этом голос становится глухим, искажаются носовые звуки (м,н произносятся как (б, д ),кроме того, может нарушаться произношение гласных, которые приобретают неестественный оттенок. После удаления аденоидов или исправления перегородки открывается доступ воздуха в нос и дефект, как правило исчезает.

Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого и твердого неба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится не понятная, с носовым оттенком (волчья пасть, заячья губа).Сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопроизношение многих согласных. Дефекты неба устраняются хирургическим путем, а занятия с логопедом необходимы как до операции, так и после.

 

Дизартрия – нарушение артикуляции, затруднение при произношении звуков речи. Речь при этом становится невнятной "каша во рту”, глухой, с носовым оттенком, слова произносятся с видимым напряжением и искажаются часто до не узнаваемости.Кроме этого наблюдается расстройство артикуляции "звуков”, нарушение голосообразования, изменение темпа речи, ритма и интонации.

Причинами дизартрии чаще всего являются внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых или хронических инфекций, кислородной недостаточности, интоксикации, токсикоза во время беременности, и другие факторы, создающие предпосылки для возникновения родовой травмы.

 

ОНР (общее недоразвитие речи).

 

Как правило, к 4-м годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5-и годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако, даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушения звукопроизношения недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого и фонематического слуха, т.е. способности воспринимать все звуки речиВоспитание чистой речи у детей дошкольного возраста задача большой значимости. Поэтому воспитатели детского общеобразовательного учреждения должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.

Особое внимание следует уделять:

1. Дыхательной гимнастике

2. Артикуляционной гимнастике

3. Артикуляционному укладу звуков

Дыхательная гимнастика.

Цель: воспитание правильной звучной речи, а также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого неба.Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения (по методике А. Г. Ипполитовой) Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобра­зие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызыва­нии звука первоначальное внимание ребенка направлено толь­ко на артикул ему.

Содержание логопедических занятий по методике А. Г. Ип­политовой включает следующие разделы:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реали­зации артикулом гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.

3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и афф­рикат.

4. Формирование мягких звуков.

 

Гимнастика для губ и щек

 

 

  • Надувание обеих щек одновременно.
  • Надувание щек попеременно.

  •  Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

  •  Сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботом, затем возвращаются в нормальное положе­ние. Челюсти при этом сомкнуты.

  •  Оскал: губы сильно растягиваются в сторону, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов.

  •  «Хоботок», с последующим оскалом при сжатых челюс­тях.

  •  Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, с последующим смыканием губ.

  •  Оскал при раскрытом рте, с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п, б, м).

  • Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челю­стях.

  • Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста).

  • При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

  •  Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.

  •  Поднимание верхней губы — обнажаются верхние зубы.

  •  Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.

  •  Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы).

  •  Вибрация губ.

  •  Движения губ хоботком влево-вправо.

  •  Вращательные движения губ хоботком.

  • Сильное надувание щек (губами удерживается воздух в ротовой полости, увеличивается внутриротовое давление).

  •  Удерживание губами карандаша или резиновой трубочки.

 

Гимнастика для языка.

 

?

  • Высовывание языка лопатой, жалом.

  •  Поочередное высовывание языка распластанного и заост­ренного.

  • Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево.

  • Поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то подни­мается вверх, то опускается вниз.

  •  Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закры­тых челюстях, а затем при открытых.

  •  Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

  •  Присасывание языка к верхним альвеолам с раскрывани­ем и закрыванием рта.

  •  Проталкивание языка между зубами, так что верхние рез­цы «скоблят» спинку языка.

  •  Круговое облизывание кончиком языка губ.

  •  Поднимание и опускание широко высунутого языка к вер­хней и нижней губам при раскрытом рте.

  •  Поочередное загибание кончика языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости.

  •  Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте.

  •  Высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашеч­кой.

  • Язык в форме чашечки удерживать внутри рта.

  •  Закусывание зубами боковых краев языка.

  • Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен.

  •  При том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (тп-т-т-т).

  • Проделать движения одно за другим — язык жалом, ча­шечкой, вверх и т. д.

Таким образом воспитываются движения, необходимые для правильного произнесения звуков.

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка. Для этого используются различные приемы контроля. (Ватка, снежинка, тонкая полоска бумаги, бумажные игрушки (бабочки, цветочки), вертушки, шары (раздутые), свистульки).

Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.

 

Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

Статические (спокойные) упражнения.

"Лопаточка”
"Иголочка”

"Чашечка”
"Горка”

"Трубочка”

Динамические упражнения.

"Часики”
"Грибок”
"Маляр”
"Вкусное варение”

"Лошадка”
"Змейка”
"Катушка”

 

Формирование первичных произносительных умений и навыков.

Цель: сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Конкретными задачами является:

? Постановка звука (дать полную характеристику артикуляционного уклада на конкретный звук).

Развитие точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка, нижней челюсти.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

? Формирование навыков правильного использование в речи (автоматизация умений).

? Умение отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация умений).Всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов.

1-й этап – узнавание неречевых звуков.

2-й этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании слов и фраз.

3-й этап – различие слов, близких по звуковому составу.

4-й этап – дифференциация слогов.

5-й этап – дифференциация фонем.

6-й этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Воспитатели детского сада должны руководить процессам формирования у детей правильного звукопроизношения. На занятиях, во время прогулок, режимных моментов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношение.

Специалистами предлагается набор игр:

«Веселое эхо»

Суть игры заключается в том, что взрослый говорит слово, а ребенок или группа детей должна его повторить с отголоском как эхо. Постепенно игра может усложняться более тяжелыми словами или созвучными предложениями и более тихим произношением.

«Забавные картинки»

В этой игре взрослый раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены рисунки схожие по звучанию (мишка-миска, коса-коза). Ребенку нужно предложить выбрать из представленных рисунков один, именуемый предположим «коза»

«Стишки – шутки»

В этой игре взрослый зачитывает небольшие стишки или стишки-загадки, и «нечаянно», не правильно называет какое – то слово, а ребенок должен найти это слово и исправить.

Ки (о) т из блюдца ест сметану,

Ки (о) т плывет по океану.

Тили – бом! Тили – бом!

Загорелся кошкин т (д )ом!

«Игра в слова»

Это старая и добрая игра в слова тоже может пригодиться для развития фонематического слуха, главное задать ей определенный ритм.… Например: можно называть животных, издающих определенные звуки, или загадывать загадки с участием тех же животных.

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход.
Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери,
Любят зверушки конфеты и плюшки.
Правильно, этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (Рот открыт, рот закрыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке (Упражнение «Лопатка»). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (Упражнение «Иголочка»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (язычком стучим по зубам и произносим «д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали «тик-так» (Упражнение «Часики»). «Пора мне спать» - подумал Язычок и заснул (Упражнение «Птенчики»)

ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Рот-домик, губы – двери. А кто живет в домике?
А в домике живет дружок, живет веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко шалунишка. (Упражнение «Иголочка»)
Наш веселый Язычок повернулся на бочок,
Смотрит влево. Смотрит вправо…А потом опять вперед.
И немного отдохнет (Упражнение «Часики», «Змейка»).
Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.
Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять, на крылечке загорать (Упражнение «Улыбка», «Иголочка»).
На крылечке полежал, на качели побежал.
Вверх взлетел он смело, но пора за дело (Упражнение «Качели», «Лопатка»)
Поспешил к себе во двор, чтобы починит забор.
Быстро взялся он за дело и работа закипела. (Упражнение «Заборчик»).
Вот и баки с краской рядом, обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать (Упражнение «Маляр»).
Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. (Упражнение «Горка», «Лопатка»)

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz