Меню сайта
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Рекомендации логопедаКоличество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом.Среди факторов способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4-х недель до 4-х месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резусу – фактору и т. д . 2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. 3. Различные заболевания , в первые годы жизни ребенка (повреждение головного мозга, инфекционно-вирусные заболевания, менингиты, энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства). 4. Наследственные факторы. 5. Травмы черепа сопровождающиеся сотрясением мозга. (Выпадение функций, наблюдаемые при поражении различных отделов коры головного мозга.)
К 4–5-и годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некоторые в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называется дислалией. Это один из самых распространенных дефектов речи. По мнению некоторых ученых, дислалия наблюдается примерно у 25% дошкольников. Чаще всего при дислалии нарушается произношение свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), язычных (р, л ).Причем, мягкие пары согласных (р, л), как правило, произносятся правильно. Другие нарушения звукопроизношения проявляются : а) в отсутствии тех или иных звуков (апка-шапка, паовоз-паровоз, хо-хор); б) искажение (потерь-теперь, силопед– велосипед, деверо-дерево) в) заменах : – (к) и (г) на (т) и (д) (тухня – кухня, дамак – гамак) – (с )на (т) (тачок – сачок ) – (с ) на (ф) (фумка – сумка) – звонкие звуки на глухие (пулка – булка, субы – зубы, трова – дрова, фолосы – волосы, круша – груша, шара – жара); д) мягких звуков твердыми и наоборот (ряз – раз, пула – пила ). Ринолалия – это изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. Различают закрытую и открытую ринолалию. Закрытая ринолалия возникает при заболеваниях носа и носоглотки, сопровождающихся нарушением носового дыхания, например, при полипах, искривлении перегородки носа, увеличении носовых раковин, аденоидах. При этом голос становится глухим, искажаются носовые звуки (м,н произносятся как (б, д ),кроме того, может нарушаться произношение гласных, которые приобретают неестественный оттенок. После удаления аденоидов или исправления перегородки открывается доступ воздуха в нос и дефект, как правило исчезает. Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого и твердого неба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится не понятная, с носовым оттенком (волчья пасть, заячья губа).Сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопроизношение многих согласных. Дефекты неба устраняются хирургическим путем, а занятия с логопедом необходимы как до операции, так и после.
Дизартрия – нарушение артикуляции, затруднение при произношении звуков речи. Речь при этом становится невнятной "каша во рту”, глухой, с носовым оттенком, слова произносятся с видимым напряжением и искажаются часто до не узнаваемости.Кроме этого наблюдается расстройство артикуляции "звуков”, нарушение голосообразования, изменение темпа речи, ритма и интонации. Причинами дизартрии чаще всего являются внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых или хронических инфекций, кислородной недостаточности, интоксикации, токсикоза во время беременности, и другие факторы, создающие предпосылки для возникновения родовой травмы.
ОНР (общее недоразвитие речи).
Как правило, к 4-м годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5-и годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако, даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушения звукопроизношения недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого и фонематического слуха, т.е. способности воспринимать все звуки речиВоспитание чистой речи у детей дошкольного возраста задача большой значимости. Поэтому воспитатели детского общеобразовательного учреждения должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. Особое внимание следует уделять: 1. Дыхательной гимнастике 2. Артикуляционной гимнастике 3. Артикуляционному укладу звуков
Дыхательная гимнастика.
Цель: воспитание правильной звучной речи, а также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого неба.Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения (по методике А. Г. Ипполитовой) Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобразие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызывании звука первоначальное внимание ребенка направлено только на артикул ему. Содержание логопедических занятий по методике А. Г. Ипполитовой включает следующие разделы: 1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха. 2. Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулом гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных. 3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат. 4. Формирование мягких звуков.
Гимнастика для губ и щек
Гимнастика для языка.
?
Таким образом воспитываются движения, необходимые для правильного произнесения звуков. При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка. Для этого используются различные приемы контроля. (Ватка, снежинка, тонкая полоска бумаги, бумажные игрушки (бабочки, цветочки), вертушки, шары (раздутые), свистульки). Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.
Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Статические (спокойные) упражнения.
Динамические упражнения.
Формирование первичных произносительных умений и навыков.
Цель: сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами является: ? Постановка звука (дать полную характеристику артикуляционного уклада на конкретный звук). Развитие точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка, нижней челюсти. В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. ? Формирование навыков правильного использование в речи (автоматизация умений). ? Умение отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация умений).Всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов. 1-й этап – узнавание неречевых звуков. 2-й этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании слов и фраз. 3-й этап – различие слов, близких по звуковому составу. 4-й этап – дифференциация слогов. 5-й этап – дифференциация фонем. 6-й этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Воспитатели детского сада должны руководить процессам формирования у детей правильного звукопроизношения. На занятиях, во время прогулок, режимных моментов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношение.
Специалистами предлагается набор игр:
«Веселое эхо» Суть игры заключается в том, что взрослый говорит слово, а ребенок или группа детей должна его повторить с отголоском как эхо. Постепенно игра может усложняться более тяжелыми словами или созвучными предложениями и более тихим произношением. «Забавные картинки» В этой игре взрослый раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены рисунки схожие по звучанию (мишка-миска, коса-коза). Ребенку нужно предложить выбрать из представленных рисунков один, именуемый предположим «коза» «Стишки – шутки» В этой игре взрослый зачитывает небольшие стишки или стишки-загадки, и «нечаянно», не правильно называет какое – то слово, а ребенок должен найти это слово и исправить. Ки (о) т из блюдца ест сметану, Ки (о) т плывет по океану. Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин т (д )ом!
«Игра в слова» Это старая и добрая игра в слова тоже может пригодиться для развития фонематического слуха, главное задать ей определенный ритм.… Например: можно называть животных, издающих определенные звуки, или загадывать загадки с участием тех же животных.
«Волшебный кубик» Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
«Необычная песенка» Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
«Эхо» Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.
ЕЩЕ ОДНА СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Рот-домик, губы – двери. А кто живет в домике? Copyright MyCorp © 2024 |